Тише едешь – дальше будешь? | DEKRA

Тише едешь – дальше будешь?

03.08.2019

Электромобильность добралась и до так называемой «последней мили» — пути от дома до остановки транспорта. Жители городов и пригородов активно используют е-скутеры, ховерборды и моноколеса. Но решит ли это проблему пробок на дорогах?

Е-скутеры: быстро и просто – но безопасно ли? Фото: Akaberka – shutterstock

Тридцать лет назад, когда Майкл Джей Фокс скользил на ховерборде во второй части фильма «Назад в будущее», скейтборд, парящий над загруженными улицами, был для многих пределом мечтаний. Спустя несколько лет эта технология стала реальностью. Если не полет, то хотя бы езда по улице вполне доступна. За этой инновацией последовали и другие: моноколеса, моноциклы, гироскутеры, электрические самокаты и электроскейтборды, являющиеся теперь частью городского пейзажа. Привлекательные условия проката еще больше повышают спрос на девайсы. С другой стороны, стремительно растет и количество видеороликов, показывающих аварии с участиями таких «транспортных средств». Делая основной упор на безопасность, в Германии ищут решения, одновременно разрешающие эксплуатацию особенного транспорта и защищающие других участников движения. Германия совсем недавно положила начало использованию е-скутеров.

Скутер или моноцикл?

В последнее время электрические самокаты – е-скутеры – набирают всё большую популярность в европейских городах. В Германии для использования скоростных самокатов производителям необходимо получить сертификат соответствия в федеральном управлении автомобильного транспорта. Согласно нормам, допустимая скорость электросамоката составляет от 6 до 20 км/ч. Помимо этого, самокат должен быть оснащен рулем шириной не более 70 см. Максимальная высота электросамоката составляет 1,4 метра, длина – 2 метра, максимальный вес – 55 кг. И наконец, средство передвижения должно быть оборудовано двумя тормозами, фонарем и звонком.

К техническим требованиям прибавляется необходимость соблюдения правил дорожного движения: в Германии электросамокаты не могут ездить по тротуарам. Придется передвигаться по велосипедным дорожкам или даже автодорогам. Водители е-скутеров должны ехать друг за другом – ехать в одном ряду и вести беседы уже не получится. Несоблюдение этих правил грозит штрафом в 15 евро. Отказаться стоит и от езды «без рук», равно как и от цепляния за другие средства передвижения. За вождение без прав придется заплатить штраф в 70 евро, а за не горящий фонарь – 20 евро. Электросамокат также должен быть застрахован, в противном случае штраф составит 40 евро. При этом шлем не является обязательным. К вождению электросамоката допускаются с 14 лет. Стоит отметить, что всем известные гироскутеры с рулевой стойкой и большими колесами разрешены на дорогах при условии, что они застрахованы, оборудованы фонарем и звонком, а у водителя есть право управления скутером.

Ховерборд, моноколесо и моноцикл

Ховерборд – имеет бесчисленное множество имитаций, некоторые из них с опасными перегревающимися батареями. Фото: Denis Production – shutterstock

Ховерборд представляет собой двухколесное средство передвижения без рулевой стойки. Он состоит из платформы, установленной между двух колес, по обе стороны от ног. Ховерборд управляется за счет наклона тела. Использование ховербордов, равно как и электрических скейтбордов, в общественном транспорте в Германии запрещено. Страховой полис гражданской ответственности не покрывает страховые случаи с участием бордов, развивающих скорость до 20 км/ч. Нарушителям грозит штраф в 70 евро и 1 штрафной балл (если таких баллов набирается 8, водитель лишается водительского удостоверения). Те же правила применимы и к так называемым моноколесам и моноциклам. Эти транспортные средства без рулевой стойки с одним колесом и расположенными по обе стороны от колеса подножками также управляются за счет наклона тела. Министр транспорта Германии Андреас Шойер планирует разрешить управлять транспортными средствами без рулевых стоек на дорогах. Предстоящие нормы должны будут регулировать использование «мини» транспортных средств. До этих пор ими можно пользоваться только на территории частной собственности.

Эксплуатация в городе

Сегвей: самобалансирующийся одноосный конь превратился из туристического удовольствия в пригородный транспорт. Фото: imYanis – shutterstock

Продажи в США и Франции достигли пика. Электрические транспортные средства являются современной маневренной альтернативой в задыхающихся от машин городах. Министр транспорта Германии Андреас Шойер поддерживает такую тенденцию. Он видит в электрических девайсах отличную возможность передвижения по городу, особенно для прохождения «последней мили» — расстояния от дома до остановки общественного транспорта по дороге на работу. Использование таких электро-транспортных средств на больших расстояниях не рационально. При возможной скорости от 15 до 35 км и максимально разрешенных 20 км/ч их потенциал в городе ограничен. В Париже, Москве, Цюрихе, Лондоне, Вене, Стокгольме, Тель-Авиве и более чем в 60 городах США набирают обороты сервисы по аренде электросамокатов.

США: ошибки первопроходца

В США уже познали все плюсы и минусы новой мобильности. Аналогично прокату велосипедов, электросамокаты можно взять в прокат с помощью приложения на смартфоне, которое позволяет пользователю видеть точное местонахождение свободных элеткросамокатов. Они не привязаны к каким-либо пунктам сбора или стационарным станциям. Клиенты (в основном в возрасте от 20 до 50 лет) просто оставляют самокаты в любом удобном месте. Это кажущееся, с одной стороны, достоинство превращается в недостаток – с другой: электросамокаты не используются по несколько дней или их небрежно оставляют на земле. В зависимости от региона правила эксплуатации таких транспортных средств на дорогах разнятся. В США и других местах минискутерам разрешено двигаться по улицам и велосипедным дорожкам со скоростью, не превышающей 30 км/ч. По закону Австрии скутеры приравниваются к велосипедам, их эксплуатация разрешена с 2018 года. Тем не менее, даже там, миниатюрные транспортные средства проносятся по пешеходным зонам, являясь поводом для оживленных дискуссий относительно их безопасной интеграции в городскую среду. Являясь слишком тихоходными для дорог, они создают непредвиденные препятствия, в то время как для пешеходных зон они развивают слишком высокую скорость, тем самым представляя опасность для пешеходов. Часто вопрос велосипедных дорожек в таких дискуссиях выносится за скобки.

Onewheel: этот внедорожник e-mini можно использовать и на загородных трассах. Фото: Aleksandar Todorovic – shutterstock

В то время как миниатюрные транспортные средства в основном производятся в Китае, там они практически не используются. Несмотря на это, здесь как нигде в мире получили распространение решения для персональной электромобильности. Китайцы скорее предпочтут крупные электроскутеры велосипедам и загрязняющим атмосферу мопедам. По данным издания «Handelsblatt» в Китае ежегодно продается более 26 миллионов электроскутеров. В борьбе за чистый воздух правительство субсидировало покупку личных электромобилей в большом количестве. Электрический двухколесный транспорт можно приобрести за 350 евро. Такой скутер гораздо лучше интегрирован в транспортный поток и может добраться до любого места в городе, только вот перевозить его в общественном транспорте нельзя.

Мода с риском

Совсем недавно прокатные сервисы «Tier», «Voi» и «Circ» получили разрешение на эксплуатацию своих транспортных средств. Два гиганта американского рынка «Lime» и «Bird» уже на низком старте. Учли ли они ошибки предыдущих стартапов, пока неизвестно. Их е-скутеры в теории должны быть более безопасными и долговечными. В прошлом были случаи поломки скутеров во время езды, а также случаи отказа тормозов. Согласно исследованию американских врачей, пострадавшие получили перелом костей, рваные раны и серьезные травмы головы. В новозеландских городах Окленд и Данидин из-за вопросов безопасности запретили электросамокаты «Lime». На этом фоне отмена обязательного ношения шлема для водителей е-скутеров старше 18 лет выглядит весьма нелепо. При выходе на новый рынок акцент на безопасности мог бы стать ключом к тому, чтобы электроскутеры были не просто забавной игрушкой, но и значимым дополнением к общественному транспорту.

3 вопроса Маркусу Эгельхаaфу

Маркус Эгельхааф, DEKRA Accident Research. Фото: Thomas Kuppers

DEKRA solutions: Для одних электрические транспортные средства являются важным инструментом в борьбе с загазованностью воздуха. Других они в лучшем случае раздражают, в худшем – несут серьезную угрозу безопасности. Что говорят исследования дорожно-транспортных происшествий?

Эгельхааф: Не все технические возможности применимы в повседневной жизни. Тем не менее, у некоторых транспортных средств есть все шансы свести к минимуму поездки на автомобиле. В частности, электронные скутеры с хорошими тормозами, звонком и яркими фарами могут иметь положительную тенденцию. Однако необходимо определить обязательные требования, относящиеся к безопасности, такие как скорость и допустимые места эксплуатации транспортных средств. На тротуарах и в пешеходных зонах им нет места. В данном случае могут быть применены правила, схожие с теми, которые используются для велосипедов и электровелосипедов.

Что можно сказать об электробезопасности транспортных средств и их зарядных устройств?

Наш последний опыт выявил ряд серьезных проблем безопасности, возникающих из-за батарей и системы управления батареями. Одни только ховерборды низкого качества были причиной нескольких пожаров и вызвали крупномасштабные отзывы. Помимо маркировки CE, следует обратить внимание на признанные независимые сертификаты испытаний. Поскольку компоненты транспортных средств подвергаются сильному воздействию во время частого использования – вибрации и падения лишь немногие из них, – выбор самого дешевого варианта, безусловно, не является мудрым решением.

Как может заработать интеграция в общественный транспорт?

Должно быть четко определено, какие типы транспортных средств разрешены, при каких обстоятельствах и в каких зонах движения. К сожалению, нельзя предполагать, что все участники дорожного движения будут внимательны к другим. Движение со скоростью 20 км/ч по тротуарам или пешеходным зонам, безусловно, не будет способствовать одобрению таких транспортных средств. Кроме того, использование на скорости 50 км/ч имеет свой собственный набор серьезных рисков. Лучшими маршрутами движения для этих транспортных средств являются безопасные велосипедные дорожки, а зоны движения должны быть ограничены 30 км/ч. Расширение таких маршрутов выгодно не только владельцам этих электрических микроавтомобилей, но и велосипедистам.